Итак, я давно уже фанат сериала Доктора Кто. И это в мои-то годы. Иногда становится смешно. Как я попалась в эту ловушку, что стала смотреть даже старые классические эпизоды? Стала изучать биографию актеров, читать бульварные книжонки Доктора и слушать аудио-пьесы на английском?
А знаете что? Я думаю, что такие сериалы как Доктор Кто и Торчвуд не приходят в жизнь взрослого человека,которому эдак уже за тридцать, просто так. Конечно, я имею в виду эпизоды ненаглядного нашего Рассела Ти Дэвиса. Они приходят, когда человек находится на перепутье и устал, когда пришли тяжелые времена, когда нет уже сил держаться.Или пришла пора черствому старому пню расширять свое сознание и кругозор. Порушить к черту логику и увидеть внутреннюю красоту жизни. Пронзить взглядом необъятный космос и прочувствовать, какой короткий промежуток времени нам отмерен. Про эпизоды Моффата я говорить не буду, потому, как их может посмотреть каждый третий просто от скуки, листая каналы и цепляясь за извилистый сюжет.
Доктор Кто Рассела Ти Дэвиса – он другой. Это на поверхности только наш Доктор кажется детским. В сериале полно идей, которые будят в вас внутреннего философа и жизнелюба, тонким ножичком нейрохирурга режут вам по нервным окончаниям, выводят скрытые силы мозга из спячки, тревожат забытое и зачерствелое. А люди мы простые. Не читали мы ни Канта,ни Юнга, ни Шопенгауэра. Разве что немного Рериха. И что я вижу в сериале? Вот,эпизод «Далек». Что делает этот эпизод столь мощным, столь захватывающим? Я скажу, и мало вам не покажется. Вы готовы прочитать километр текста?
В эпизоде этом все вплетается в толстый такой клубок из грубых шерстяных и тонких шелковых нитей. И вроде узор из него вяжется вовсе не витиеватый, а простой такой. Вот старый солдат, он потерял всех. Но выжил. Вот его злейший враг. И не страшный он вовсе. Смешной такой, жалкий. И голос у него смешной. Вот и Роза купилась на его несчастья и пытается его защитить. Вот и зритель, вслед за Розой в тихом ужасе от пыток садиста и уже готов пустить скупую слезу. Это надо же, новый зритель встречает впервые Далека и находит его безобидным. «Что ты со мной сделаешь», - смеется маньяк, работая своей бензопилой, - «Засосешь своим вантусом?». Никто, никто кроме Доктора не видит, что это существо – опасно. И вот, Далек готов показать нам, как мы заблуждались. А владелец цирка уродов ван Статтен должен заплатить за свою убогую страсть к коллекционированию.
А нам ведь сразу показали, что этот Ван, который Статтен – и сам урод. Нашли панацею от насморка? Отдашь его людям, Генри? «О, вы смеётесь, да мы только на лечении насморка зарабатываем миллионы. Может вы ещё нержавеющую бритву предложите вам продавать и прочные колготки для девушек? Может вам ещё вечный двигатель на золотом блюдечке принести?» Это просто бизнес, дамы и господа. Бизнес, как обычно. Разматывается, разматывается клубочек. Мы уже видим очертания нового предмета, что же из него получится?
Ещё один ряд, простой такой платочной вязки. Что это? Девушка. Девушка в беде - фи, как заезжено. Вы нам любите, люди позади камеры, показывать верных рыцарей, которые сражаются с драконами и готовы за прекрасну деву голову сложить. А Доктор готов отдать деву на растерзание дракону. Не ради себя. Ради человечества. Вот он какой, этот Доктор. И зритель содрогается. Согласен ли зритель, что нужно так поступить? Да, похоже, готов уже согласиться. Но через минуту…нет, нет, она жива. Доктор, пожалуйста, спаси её. И Далек, словно слыша голоса зрителей, спрашивает уже сам, своим, уже вовсе не кажущимся смешным, голосом. «Ты не спасешь женщину, которую ты любишь?». И Доктор ужасается от самого себя. Как он мог так поступить? Он несет ответственность за эту земную женщину. Он не сможет её убить второй раз. Пусть погибнет человечество, но он должен её вернуть.

Ищи Доктор выход, ищи. Ты же гений! Ты такой же гений, как этот бесчувственный межзвездный Скиталец пред тобой. И у тебя есть преимущество. У тебя есть эмоции! Ты способен защитить эту планету и эту женщину. «Поломано! Поломано! Фен! И вот оно – оружие, способное убить». Нет,Доктор Кристофера Экклстона не скажет вам «Я сожалею». Он способен убить во имя жизни. Si vis pacem, para bellum, Доктор. Сколько раз мы слышали это. А потом ты снова оглянешься и поймешь, кем ты стал. Но эта земная женщина пред тобой - она знает. Знает, в тебе ещё есть добро. В вас обоих. Эта девочка, выросшая на законах серых многоэтажек и христианской морали, скажет тебе: «Ищи другой путь Доктор. Прости врага своего». И вот, у Доктора есть возможность, какая тонкая ирония, впервые взглянуть в глаз своему врагу. У него только один глаз! Он мерзок, он – зловонная жижа, убиваемая солнцем, он – высыхающий океан, из которого вытекло все добро, иссякло от миллионов генетических экспериментов.Разве вы с ним не похожи, Доктор? И тут зрителю по-настоящему страшно. Что сделает Доктор? Что бы Доктор ни сделал, зритель его уже не осудит, зритель намертво слился с этим иностранцем из Космоса, зритель лишь ждет. Что ты сделаешь? Ты ведешь меня сейчас, ты мне скажешь, как поступать с моими врагами.И Доктор опускает оружие. И зритель отпускает все свои прошлые обиды. Враги нас тоже делают людьми. Они подносят нам к лицу зеркало и спрашивают: «Хочешь быть похожим на меня?». И мы набираемся храбрости и говорим открытое «Нет».
А какая игра в этом эпизоде! Кристофер Экклстон, вы просто на высоте своего искусства! Такой сильный актер в детской игре. И игра становится реальностью. А оператор, а режиссер! А какие ужасные спецэффекты! Спецэффекты, вы сказали? Нет, там их. Просто павильонная съемка, просто девушка, просто парень, просто массовка. И девушка вовсе из голливудской мечты с ногами от ушей, 5-м размером силиконовой груди и улыбкой на миллион долларов. Нет, это девушка с неправильным прикусом, толстой талией,широким лицом. И при этом - чертовски милая. Билли Пайпер – наверное, не самая великая актриса, но обаяния ей не занимать. Роза у неё получается такая естественная, живая и легкая, что я не представляю, кого можно найти лучше.Такое чувство, что ты можешь поговорить с ней о чем угодно, просто поболтать о том, о сем, даже не спросив её имени. Поклонницы Розы могут быть сколько угодно красавицами и умницами, но они будут без ума от очарования этой девушки-женщины-подростка с ясным наивным взглядом. А наши парни, конечно же,будут мечтать о девушке с внешностью Эми Понд – дочке босса, живущей в особняке, и пройдут мимо продавщицы, девчонки в кроссовках и толстовке из соседнего квартала. Пока эта девушка не заявит о себе и не станет сотрудницей Торчвуда. Знаете, форма, погоны и пистолет делают женщин такими привлекательными! О да, что-то я отвлеклась. То, что Роза не совсем обычная девушка мы обязательно поймем. Вон сколько подсказок. Вот и вяжется он, этот грубый шерстяной платок, ядро сюжета. Мотайся, мотайся веревочка. К чему сюжет меня ведет?
А Далек-то вовсе и не жалкий. Он страшен. Лихо он расправляется с отрядом солдат. И он не просто убивает их. Он оценивает ситуацию. Как убить с минимальными затратами энергии? Выход найден:вода плюс электричество. Равно смерть. Формула действует. И зритель в ужасе и восторге от немыслимого существа Вселенной, замирая, смотрит в экран. На столе чай, чипсы, в руках спицы и пряжа. Все забыто. Взгляд зрителя прикован к непобедимому далеку. Как спастись? Штат Юта далеко, но судя по возможностям, океан ему перелететь несложно. И сюжетное плетение все больше переходит в ровную такую лицевую гладь.
А Доктор-то кто? А что он натворил? Почему он выжил, а его раса погибла? Что ты натворил Доктор? Молчит.Зритель ещё со второго эпизода понял, что не все с этим Доктором чисто. А теперь неясно кто он: трус, герой или убийца. Ах ты, загадочная инопланетная задница!

А напоследок, шелковой ниткой вам вышьют узор. Ван Статтен получит по заслугам. Наверное, каждая сказка должна заканчиваться тем, что злодей получает свою печальную участь. Иначе мы не будем верить жизни. Мы же наивные. Кто воровал – тот сядет. Кто мучил - тот будет сам мучиться. Кто убивал – познает горечь утрат. И не видать им спокойной старости.Что, правда? Нет, вон они, спокойно дожили до преклонных лет в Аргентине и Бразилии. И вот он, проживший так долго – высохший и уродливый смотрит на тебя своим злодейским глазом, видит свое уродство сам. И ты не можешь его убить, нельзя убить раскаявшегося врага. Он уже наказан. А тебе остается лишь опустить оружие и сказать «Я прощаю тебя». А кто не силен в прощении, тот молвит «Уничтожь себя».
И последние петельки закрываются.У Доктора кажется новый жилец в Тардис. Адам Митчелл, добро пожаловать на борт. Вроде мальчик симпатичный. Только противный какой-то. Непонятно почему. Но на этот вопрос, боюсь, мы получим о ответ только в следующем эпизоде.
